Школа Инвестора

EBITDA (Earnings Before Interest, Taxes, Depreciation and Amortization) – операционный показатель прибыли компании до уплаты налогов, процентов по кредитам и амортизации. Это те деньги, которые зарабатывает бизнес компании до распределения кредиторам, инвесторам, отчислений государству и на реинвестирование.

Компания в результате своей основной деятельности получает от конечного потребителя деньги за свою продукцию – выручку, которая формируется из цены и объема продаваемой продукции.

На получение этой выручки затрачиваются ресурсы (зарплата, затраты на сырьё, электроэнергию и т.д.). При этом часть затрат по факту компания не несёт в отчетном периоде – амортизация активов означает их бумажное обесценение, но по факту компания не платит никому за то, что её основные средства изнашиваются. Выручка за вычетом денежных затрат - это показатель EBITDA.

Он позволяет сравнивать бизнесы одного сектора: EBITDA показывает прибыль компании, исключая влияние налоговой нагрузки, платежей по долгу и бумажных убытков (амортизации). Компании раскрывают показатель в своих презентациях, так как его не отражают в финансовых отчетах по МСФО.

Как считать EBITDA?

Существует несколько способов посчитать EBITDA.

Все необходимые показатели для расчета EBITDA находятся в «Отчете о прибылях и убытках» компании.

В инвестиционных презентациях компании раскрывают способы расчета показателя EBITDA (зачастую, показатель равен сумме двух составляющих: «операционная прибыль и амортизация»).

Аналитики используют мультипликаторы с показателем EBITDA для сравнения компаний из одного сектора.

EV/EBITDA (Enterprise value/EBITDA) – отношение стоимости компании к EBITDA: условно, показатель показывает во сколько EBITDA оценивают инвесторы бизнес компании. У каждой отрасли существует свой средний показатель EV/EBITDA.

Ориентируясь на средний мультипликатор по отрасли и его динамику по мультипликативному методу, можно быстро оценить справедливую стоимость компании.

EBITDA показывает, сколько денег зарабатывает основной бизнес компании, и используется для оценки стоимости всего бизнеса с учётом долговой нагрузки